Урок русского языка

Частная гимназия №26, в которой строгие учителя воспитывают непослушных мальчишек и девчонок.
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ира Зайцева
Гимназистка
Сообщения: 5396
Зарегистрирован: Чт, дек 02, 2004, 3:43

#121 Сообщение Ира Зайцева » Вт, фев 21, 2006, 11:14

Николай Александрович писал(а): - Ну, раз знаешь, тогда пиши новые примеры. И повнимательнее.
Кивнув, девочка стерла зачеркнутые слова и принялась подыскивать новые. Мысли разбегались - так хотелось побыстрее справиться с заданием, но, как назло, ничего путного в голову не приходило. :(

"А зачем мне по два примера приводить? :? Один уже есть и хватит! :x Хотя... надо ещё что-нибудь вспомнить... Вспо-oмнить... вспомнить, вспомнить, вспо... Блин, хорош повторять чушь всякую!!!" :x

Ирка оглянулась на класс - может, подскажет кто? :? Но вместо этого её взгляд уперся в директора, стоящего рядом, и она поспешно повернула бошку обратно к доске.

- Недотёпа! :!: - вдруг выкрикнула она вслух пришедшее только что в голову слово и тут же написала его в первой строчке. Дальше уже стало легче, рядом с "неискренностью" появилась "неправда".

"Идиотина, не могла, что ли, другое слово придумать?" :x :oops: - слегка покраснев, Ирка стала думать над последним примером.

- Это не приятель, а брат. - накалякала она и, ещё раз всё проверив, вздохнула и подняла на дира глаза.

- Всё... :roll:
Это не я тут болтаю...

Аватара пользователя
Николай Александрович
Директор
Сообщения: 5843
Зарегистрирован: Чт, мар 31, 2005, 22:10
Откуда: Москва

#122 Сообщение Николай Александрович » Вт, фев 21, 2006, 11:45

Ира Зайцева писал(а): - Недотёпа! :!: - вдруг выкрикнула она вслух пришедшее только что в голову слово и тут же написала его в первой строчке. Дальше уже стало легче, рядом с "неискренностью" появилась "неправда".

- Это не приятель, а брат. - накалякала она и, ещё раз всё проверив, вздохнула и подняла на дира глаза.

- Всё... :roll:
- Ну вот! Совсем другое дело, - улыбнулся я. - Не хочешь теперь дополнить, в каких случаях не с существительными пишется раздельно?

Хотя никаких ошибок в этот раз допущено не было, да и до этого неправильные примеры я за ошибки не считал, всё равно поставить Зайцевой «пятёрку», пока она не даст полный ответ по теме, я не мог.
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.

Аватара пользователя
Ира Зайцева
Гимназистка
Сообщения: 5396
Зарегистрирован: Чт, дек 02, 2004, 3:43

#123 Сообщение Ира Зайцева » Вт, фев 21, 2006, 12:08

Николай Александрович писал(а):- Ну вот! Совсем другое дело, - улыбнулся я. - Не хочешь теперь дополнить, в каких случаях не с существительными пишется раздельно?
Иркины глаза автоматически скосились на доску и уставились на последний пример. - "Блин, тут должна быть подсказка..." - она знала, что сегодня тройки не будет, но так как русский Ирка любила, то всегда старалась получать по нему пятерки. Вот и сейчас - надо вспомнить... :?

- Пишется раздельно... когда... когда идет противопоставление с союзом а: "это не приятель, а брат". И ещё... ещё когда... отрицание... логически по-oдчёркивается? :? Например... ммм... "Море очень красиво, не правда ли?"
Это не я тут болтаю...

Аватара пользователя
Николай Александрович
Директор
Сообщения: 5843
Зарегистрирован: Чт, мар 31, 2005, 22:10
Откуда: Москва

#124 Сообщение Николай Александрович » Вт, фев 21, 2006, 12:33

Ира Зайцева писал(а): - Пишется раздельно... когда... когда идет противопоставление с союзом а: "это не приятель, а брат". И ещё... ещё когда... отрицание... логически по-oдчёркивается? :? Например... ммм... "Море очень красиво, не правда ли?"
- Ну что ж, замечательно! Пожалуй, я только немного уточню. Если отрицание не подчёркивается, то употребляется слитное написание, например: «Разве это неправда?» При этом возможна замена: «Разве это ложь?» В твоём примере: «Море очень красиво, не правда ли?» замена невозможна. Ведь нельзя же сказать: «Море очень красиво, ложь ли?»

- Значит, делаем простой вывод, что если существительное можно заменить синонимом, то не пишется слитно, если нельзя - пишется раздельно. Понятно? Классу это понятно? - я взял ручку и, поставив в журнале и в дневнике «пятёрку», посмотрел на Зайцеву. - Молодец, Ира! Знания у тебя есть, теперь поработай над своим поведением, хорошо?

- Так, следующий... Любимцев! Прошу к доске!
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.

Аватара пользователя
Ира Зайцева
Гимназистка
Сообщения: 5396
Зарегистрирован: Чт, дек 02, 2004, 3:43

#125 Сообщение Ира Зайцева » Вт, фев 21, 2006, 13:01

Николай Александрович писал(а): - Значит, делаем простой вывод, что если существительное можно заменить синонимом, то не пишется слитно, если нельзя - пишется раздельно.
Слушая Николая Александровича, Ирка думала о том, как же просто он всё объясняет. :) - "Да у него получить двойку - это надо очень сильно постараться... Эх, давались бы мне все предметы так же легко, я б тогда с золотой медалью окончила бы гимназию, а так... будет куча троек и лишь две пятерки - по русскому и английскому. Обидно..." :(
Николай Александрович писал(а): - Молодец, Ира! Знания у тебя есть, теперь поработай над своим поведением, хорошо?
- Ага, - и довольно улыбнувшись, она пошла на место, разумеется, не забыв показать Пашке язык. :P - "Пятерка по русскому - УРА!!!" :D :D :D
Это не я тут болтаю...

Аватара пользователя
Пашка
Гимназист
Сообщения: 5754
Зарегистрирован: Вт, май 25, 2004, 16:35

#126 Сообщение Пашка » Вт, фев 21, 2006, 19:26

Николай Александрович писал(а): - Так, следующий... Любимцев! Прошу к доске!
Покидая свое место, Пашка с удивлением покосился на Янку. Она еще в начале урока сказала, что его вызовут. Как она догадалась? :? Будто в воду глядела... :roll:

Выйдя к доске, Пашка взял мел и вопросительно взглянул на директора. :gilt:
Любимчик Пашка

Аватара пользователя
Янка
Гимназистка
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Пн, фев 06, 2006, 10:21

#127 Сообщение Янка » Вт, фев 21, 2006, 22:04

Янка словила взгляд Пашки. Ей уже, по правде говоря, становилось немного скучно, и она ждала окончания урока. И злость на Пашку потихоньку пропадала... вот еще и к доске его... Хотя, сам виноват...
И Янка, глядя на доску, предвкушала вопрос о правописании не с прилагательными и мысленно машинально проговаривала ответ...
Интересно, а Пашка его знает?..
На вкус и цвет фломастеры разные (;

Аватара пользователя
Виктория
Гимназистка
Сообщения: 4769
Зарегистрирован: Пн, авг 16, 2004, 23:19
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

#128 Сообщение Виктория » Вт, фев 21, 2006, 23:30

Вика старательно переписывала в тетрадку правила и примеры. Хоть они и проходили эту тему, лишним не будет. Да и где сейчас та ещё, лицейская тетрадь...

Девчонки отстрелялись и к доске пошел Пашка. Класс немного оживился, потому что её брательник частенько выдавал какие-нибудь перлы, и сейчас Вика наблюдала за ним с некоторым напряжением.

Аватара пользователя
Николай Александрович
Директор
Сообщения: 5843
Зарегистрирован: Чт, мар 31, 2005, 22:10
Откуда: Москва

#129 Сообщение Николай Александрович » Ср, фев 22, 2006, 11:56

Пашка писал(а):Выйдя к доске, Пашка взял мел и вопросительно взглянул на директора. :gilt:
- Ну, что стоишь? Начинай рассказывать про имена прилагательные - только они и остались.
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.

Аватара пользователя
Пашка
Гимназист
Сообщения: 5754
Зарегистрирован: Вт, май 25, 2004, 16:35

#130 Сообщение Пашка » Ср, фев 22, 2006, 12:38

Николай Александрович писал(а): - Ну, что стоишь? Начинай рассказывать про имена прилагательные - только они и остались.
- Про имена прилагательные? - не без удивления переспросил Пашка.
Вроде как другую тему вспоминали. :? Ну прилагательные, так прилагательные. Тем более их Пашка по странному стечению обстоятельств помнил. И помнил неплохо.
- Имя прилагательное — уверенно начал он - это самостоятельная часть речи, объединяющая слова, э... которые
обозначают признак ... ну.. предмета и отвечают на вопросы "какой?", "чей?" Верно?
Любимчик Пашка

Аватара пользователя
Николай Александрович
Директор
Сообщения: 5843
Зарегистрирован: Чт, мар 31, 2005, 22:10
Откуда: Москва

#131 Сообщение Николай Александрович » Ср, фев 22, 2006, 13:01

Пашка писал(а): - Про имена прилагательные? Имя прилагательное — уверенно начал он - это самостоятельная часть речи, объединяющая слова, э... которые
обозначают признак ... ну.. предмета и отвечают на вопросы "какой?", "чей?" Верно?
- Верно. Только я не совсем понял, почему ты вдруг решил давать определение имён прилагательных, а не рассказывать о них по теме урока. Это что - тоже проявление невнимательности? Или уже тупости?
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.

Аватара пользователя
Пашка
Гимназист
Сообщения: 5754
Зарегистрирован: Вт, май 25, 2004, 16:35

#132 Сообщение Пашка » Ср, фев 22, 2006, 13:44

Николай Александрович писал(а): - Верно. Только я не совсем понял, почему ты вдруг решил давать определение имён прилагательных, а не рассказывать о них по теме урока. Это что - тоже проявление невнимательности? Или уже тупости?
Если бы это было сказано в шутку, Пашка возможно и не обратил бы внимание. Но вот так, при всем классе...
Сердце мальчишки учащённо забилось от обиды и волнения. Но заставить себя промолчать он не смог.
Он положил мел на место, и стряхнув измазанные руки, обратился к директору.
- Николай Александрович, вы некорректно сформулировали вопрос. А оскорблять человека, называя его тупым, не позволено никому, даже директору. :evil:
Любимчик Пашка

Аватара пользователя
Николай Александрович
Директор
Сообщения: 5843
Зарегистрирован: Чт, мар 31, 2005, 22:10
Откуда: Москва

#133 Сообщение Николай Александрович » Ср, фев 22, 2006, 21:11

Пашка писал(а): - Николай Александрович, вы некорректно сформулировали вопрос. А оскорблять человека, называя его тупым, не позволено никому, даже директору. :evil:
Разумеется! От Любимцева я ничего другого и не ждал.

- Павел, - я снял очки и строго посмотрел на мальчика, - начнём с того, что тема сегодняшнего урока давным-давно написана на доске и все те, кто сидят на уроке и слушают, должны были уже понять, что разбираем мы части речи относительно этой темы. Перед тобой девочки отвечали про частицы не с глаголами и существительными и только потому, что Ира ошиблась с примером, я спросил её, если она знает, что такое прилагательное. А вот с какой стати ты отвечаешь мне это правило, рассчитанное на программу третьего класса? - я повысил голос. - Ты разве третьеклассник? Или тебе надо разжёвывать все вопросы, как первокласснику?

- Я тебя не оскорблял, ты сам из двух предположений соотнёс себя со вторым. И! - громко продолжил я, пресекая любые попытки возразить. - Eсли ты хочешь спорить по этому поводу дальше - пожалуйста, но только на перемене, а сейчас, будь добр, начни рассказывать, как не пишется с именами прилагательными.

Я тоже рассердился. Но разбираться с ним на уроке не стал.
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.

Аватара пользователя
Пашка
Гимназист
Сообщения: 5754
Зарегистрирован: Вт, май 25, 2004, 16:35

#134 Сообщение Пашка » Чт, фев 23, 2006, 3:16

Николай Александрович писал(а): - Eсли ты хочешь спорить по этому поводу дальше - пожалуйста, но только на перемене, а сейчас, будь добр, начни рассказывать, как не пишется с именами прилагательными.
"Вот ведь как... Не хочет признать, что не прав был. Еще и орет".
От этого Пашке стало еще обиднее.
Да, учился он плохо. То есть вообще не прикладывался. И с поведением были проблемы - это тоже верно. Но ведь это не повод, чтоб при всех называть его тупым? Так ведь чего доброго может и прозвище на ним закрепиться. А в случае чего сошлются на слова директора. Нет, это уж слишком...
- На перемене, так на перемене - пробубнил Пашка - а отвечать я не буду. :oops: :(
Любимчик Пашка

Аватара пользователя
Янка
Гимназистка
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Пн, фев 06, 2006, 10:21

#135 Сообщение Янка » Чт, фев 23, 2006, 11:15

Пашка писал(а): - На перемене, так на перемене - пробубнил Пашка - а отвечать я не буду. :oops: :(
Янка, воспользовавшись тем, что от первой парты до стоящего у доски Пашки просто рукой подать, демонстративно показала ему кулак. Нет, она в чем-то даже разделяла его решение "не отвечать"... вот только ситуация была немножко не та... Если бы не было инцидента в начале урока... Если бы их не отправили за дверь, откуда они вернулись довольные и счастливые... короче, место и время для шуток выбрано неудачно - так решила Янка. А Пашку она вообще мысленно окрестила "шутом гороховым", о чем шустренько "сообщила" ему: пока он смотрел на директора, листок из блокнотика с этой надписью занял место между страничками его тетрадки.
На вкус и цвет фломастеры разные (;

Ответить